1249dfeb

Константиновский Д - Ошибка Создателя



ДАВИД КОНСТАНТИНОВСКИЙ
ОШИБКА СОЗДАТЕЛЯ
ОТ АВТОРА
Представьте себе, что автор пишет главу, читает ее друзь-
ям, и выслушивает их догадки о том, как будет развиваться
действие; затем автор снова садится за стол и следующую гла-
ву детектива пишет "наоборот": герои ведут себя совершенно
иначе, нежели предполагают друзья; автор читает им и эту
главу, и так далее... Результаты работы - перед вами. Откуда
детали?
Я не знаком с международными шпионами, нет у меня связей
и со "специалистами" по ювелирным магазинам.
Вот я и решил перенести действие в будущее, да еще и на
Луну.
Вступая в этот фантастический мир, я обнаружил, что он
уже описан, и мне, пришельцу, следует принять его как реаль-
ность. Так я и сделал. И не был удивлен, когда герой обра-
тился к Свифту: его тень присутствует там...
Осталось дать повести название. И тут дело остановилось;
даже друзья не могли ничего придумать; мне уже пришло в го-
лову: "Эта повесть - ошибка ее создателя..." Что ж! Пусть
будет так.
- Ну, а на Земле разве ничего интересного не
происходило?
Она взглянула на меня, слегка нахмурившись:
- Нет, ведь роботы на Земле не применяются.
А. Азимов.
Использование роботов для домашних работ - 1988 г.
Прогноз "Рэнд корпорейшн".
Конгрессмены-законодатели пытались угнаться за
этим бурным развитием событий и обуздать его в правовом от-
ношении. Сенатор Гроггнер лишил разумные устройства права
приобретать недвижимость; конгрессмен Каропка - авторских
прав в области изящных искусств, что вновь вызвало волну
злоупотреблений, ибо стиральные машины с творческими наклон-
ностями принялись подкупать за небольшую сумму менее одарен-
ных, чем они, литераторов, чтобы издавать под их именем эс-
се, повести, драмы и т. п.
С, Лем.
1. Рассказывает Фревиль
Есть ли у вас воспоминания, от которых вы не можете осво-
бодиться?
Это возникает независимо от моей воли... Застигает врасп-
лох.
И я ничего не могу с этим поделать.
Всегда - одно и то же.
Что это, боязнь повторения? Неуверенность перед твердыми
лицами? Страх за друзей?
Всегда - одно. Тот час, когда Юрков проник за аварийную
бетонную стену, бесшумно пробрался к последнему контейнеру,
отвинтил, сбивая пальцы, фигурные болты, снял крышку и при-
вел в действие приборы.
- Не шуми, - сказал Юрков.
Первый разговор:
- Давно тебя изготовили?
- В конце квартала.
- Фревиля видел?
- Нет, не видел.
Через десять минут - второй разговор:
- Давно тебя изготовили? - снова спрашивал Юрков.
- Кого? Меня?
- Конечно, тебя.
- Меня?
- Ну, хорошо. Ты видел Фревиля?
- Кто, я?
- Тебя спрашивают: ты видел Фревиля?
- Кого, Фревиля?
- Да, Фревиля.
- Кто? Я?
Убедился, что в отсеке все четверо... Включил на полную
мощность дезассамблятор; осторожно, чтоб не обнаружили: по-
щады не жди. И - втолкнул дезассамблятор в отсек. Они не ус-
пели отреагировать, поле было на максимуме, и трое повали-
лись; грохот полутора тонн металла, обрушившихся на бетон.
Но четвертый успел. Он пронесся мимо Юркова в туннель -
Юрков оказался в ловушке. Едва Юрков двигался вперед, - ро-
бот делал шаг ему навстречу.
Юрков вернулся в бетонный тупик. Никто не знал, где он. И
я, отделенный от Юркова в пространстве, ничего не мог сде-
лать для него в ту минуту...
Дезассамблятор еще работал. Юрков вышел в туннель, приб-
лизился к роботу, затем повернул и бросился бежать. Робот
разгадал его - и не двинулся с места.
Еще одна попытка. Бесполезно...
Юркову оставалось ждать, когда робот возьмется за него.
Повторя



Назад