1249dfeb     

Корабельников Олег - Вымысел Не Есть Обман



Олег КОРАБЕЛЬНИКОВ
Вымысел не есть обман
Как становятся писателем? Велика тайна, и за все века никто не
ответил на этот простой вопрос. А откуда берутся фантасты? Отчего человек,
наделенный даром слова, начинает сочинять невероятные истории? Неужели
мало реального мира с его войнами и страстями, с его любовью и ненавистью?
На эти вопросы просто нет ответа и не стоит писать тома диссертаций и
устраивать шумные дискуссии. Но насколько бы обеднела литература, если бы
беспристрастная хроника событий и стенограммы наших обыденных разговоров
вытеснили мифы и сказки, великие эпосы, рыцарские романы и фантастику.
Есть удивительные художники, которым мало зеркального отражения
реальности. И если их спрашивают, отчего они так непохоже рисуют, не
умеют, что ли,- они просто пожимают плечами и отвечают каждый по-своему,
но смысл ответов один: не интересно повторять созданное природой, если я -
творец, то сам создаю новые миры из своей души. Подобное можно услышать и
от писателей-фантастов. Не только отразить мир, но и создать свой, по
своим правилам и законам, выразить то, что невозможно высказать при
описании быстротекущей жизни. События приходят и уходят, но их осмысление
- тяжкий и радостный удел художника. История человечества и жизнь человека
многомерны, их не втиснуть в узкие рамки хроник и биографий. "Вымысел не
есть обман, замысел - еще не точка..." - как сказано Булатом Окуджавой.
Никто еще, кажется, не определял процент фантастов по отношению к
"нормальным" литераторам. Но за последние десятилетия их число растет на
глазах. Не так давно бывших советских писателей, вздумавших сочинять
странные истории, упрекали в отрыве от реальности, умело выискивали
крамольные подтексты, идейную подоплеку. "За кадром" оставалось множество
имен, так и не пробившихся к читателю. Идеологическая борьба, расколовшая
ныне писателей, началась еще в семидесятые годы именно в среде фантастов.
Но странное дело: когда наш перевернутый мир встал на ноги и единственным
критерием популярности стал талант, фантасты первыми прекратили "холодную
войну" и с присущим им даром предвидения поняли, что делить нечего, что
журналов и издательств, выпускающих фантастику, хватит на всех с избытком,
и мирно начали исполнять давнюю советскую мечту: догонять и перегонять
Америку. За последние годы сколько западной фантастики мы прочитали,
сколько фильмов пересмотрели и сколько новых имен открыли на своей земле!
А ведь они появились не сегодня.
Книга Леонида Кудрявцева, которую мы представляем на суд читателей -
уже третья. Критики любят искать аналогии и заимствования у начинающих
авторов. Честно говоря, это неблагодарное да и неблагородное дело. В конце
концов, вся литература вышла из первых шумерских текстов, запечатленных на
глине. Мир Кудрявцева неповторим, и это - главное.
"Дорога миров" - так называется один из его рассказов. Нелегко
пересказывать его, как и все остальное, написанное автором. Во-первых, это
просто невозможно. Во-вторых, в краткую фабулу не втиснешь невообразимую,
неисчерпаемую фантазию, создавшую настолько невероятный мир, что он
кажется реальным. Как сказал один из героев рассказа: "Главное-то, что в
нашем мире, хоть он и кажется сумасшедшим, все прочно связано и
переплетено". Героя, кстати, зовут Белый крокодил - символ смерти в
Древнем Египте. Земной мир и в самом деле сошел с ума, "вероятностные"
волны захлестывают его, оживляют мертвое, умерщвляют живое, бесконечно
изменяют все сущее, перемешивая тела и душ



Содержание раздела